" Ев - Черновцы"

Первое пособие по кашруту

Сокращённый перевод с английского д-ра Фани Брановер

 "ШАМИР"

ИЕРУСАЛИМ

5754 (1993)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предесловие

Глава1. Основы кашрута

Глава2. Кашерная кухня

Глава3. Мясо и птиуа

Глава4. Молочные продукты

Глава5. Парвэ продукты

Глава6. Хлеб и другие мучные изделия

Глава7. Контроль за кашрутом и службы кашрута

Глава8. Благословения за пищу-Брахот

Глава9. Кашрут во время песаха

Заключение

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Цель издания этой книги – рассказать еврею, желающему вести кухню по еврейскому закону (Галахе), как это делается. Пища, дозволенная еврею Торой, называется кашерной, а совокупность законов о кашерной пище обозначается одним словом кашрут.

Не всегда те или иные законы кажутся нам логичными, у нас не редко возникают вопросы, почему нельзя смешивать мясо с молоком, почему нельзя есть свинину. Многие пытаются объяснить, например, последний вопрос тем, что в Израиле жаркий климат, поэтому жирная пища вредна для здоровья и поэтому Тора, запрещает есть свинину.

Можно на некоторые вопросы дать логическое или, вернее, материалистическое объяснение. Но не в этом высший смысл еврейской Галахи.

Тот, кто возложил на себя «бремя заповедей», т.е. решил жить по законам Торы, продолжает традицию наших предков, которые, получив Тору на горе Синай, сказали: Наасэ венишма, «Будем исполнять и слушать» (наишма на иврите означает также «изучать», «постигать»). Не случайно на первом месте стоит наасэ – «будем исполнять». Это означает, что мы прежде всего принимаем власть бога над нами, а затем пытаемся понять и изучить смысл Его законов.

Кашрут является важнейшим законом еврейской жизни. Этот закон, как и све другие законы Торы, установлены не людьми, а сами Б-гом. В течении тысячелетий законы эти охраняли наш народ от ассимиляции, Были залогом преемственности поколений, залогом выполнения еврейским народом его назначения.

     Эта книга, как показывает её название, является лишь элементарным введением в кашрут. Многие подробности в ней отсутствуют. Очень желательно по этому, чтобы сталкиваясь со сложными вопросами, начинающие обращались за помощью и наставлением к раввину или к домохозяйке, имеющей опыт в ведении кашерной кухни.

ГЛАВА1.

ОСНОВЫ КАШРУТА

Мясное, молочное и парвэ

 

Все виды продуктов делятся, с точки зрения законов о кашерности, на три категории: мясная, молочная и нейтральная, которую в дальнейшем мы будем называть парвэ.

Запрещено смешивать мясные продукты с молочными. Поэтому еврейская кухня имеет мясной и молочный отделы. В каждом отделе иметься посуда, предназначенная для данной категории пищи. Желательно также иметь кухонные принадлежности для парвэ продуктов.

 

 

Сколько времени ждать между приёмом мясной и молочной пищи

 

Как мы уже говорили выше, Закон запрещает смешивать мясные и молочные продукты.

Более того, предписано соблюдать определённый интервал между потреблением мясного и молочного.

  1. После потребления молочной пищи можно есть мясное через час.

Единственное исключение составляют твёрдые сыры, после потребления которых следует выждать 6 часов.

Кроме того, перед потреблением мясного после молочного необходимо либо прополоскать рот, либо выпить что ни будь (воду, сок, вино и пр.), а также вымыть руки.

  2. После потребления мясной пищи разрешается есть молочное не раньше, чем через 6 часов. Детям моложе девятилетнего возраста разрешается ждать меньше 6 часов.

Прежде чем перейти к молочной пище следует проверить, нет ли остатков мяса между зубами. И если есть необходимо почистить зубы и прополоскать рот. При этом не нужно вновь выжидать 6 часов.

Если же какое-то самое минимальное количество мяса было съедено, необходимо вновь выжидать шесть часов.

  3. Если вы положили в рот мясную пищу, но не жевали и не проглотили её, то, хорошо прополоскав рот, вы можете не сделав перерыва есть молочное (аналогично – в отношении молочной пищи).

 

Как готовить и употреблять парвэ продукты

 

Парвэ продукты (рыба, овощи, фрукты, крупы, мука) можно употреблять как с мясными, так и с молочными блюдами.

Тем не менее, целесообразно иметь немного парвэ посуды: миски, кастрюли, ножи, дощечки. Эту посуду надо мыть отдельно от мясной и молочной, употребляя также отдельные предметы для её чистки, такие, как губки или тряпочки, а также отдельные полотенца для протирания этой посуды.

Если парвэ продукт готовится вместе с мясом, он становится мясным, с молоком – молочным.

 

Приготовление Парвэ продуктов в мясной или молочной посуде

 

Если парвэ продукты готовились в чистой мясной кастрюле, их следует подавать в мясной посуде. После еды не нужно выжидать шесть часов перед употреблением молочного. Подобное правило соблюдается при приготовлении парвэ продуктов в чистой молочной кастрюле: эти продукты надо подавать в молочной посуде. После еды разрешается сразу же есть мясное.

Есть ряд парвэ продуктов, которые составляют исключение: лук, чеснок, лимоны, солёные огурцы и другие квашенные овощи.

Если это продукты резали мясным ножом или варили в мясной посуде, их следует отнести к мясной пище и употреблять их с мясной пищей запрещено.

И наоборот, эти продукты, нарезанные молочным ножом или сваренные в молочной посуде, запрещено употреблять с мясом.

 

ГЛАВА 2

КАШЕРНАЯ КУХНЯ

 

Понятно, что предпочтительной является новая кухня с новой посудой. Планируя новую кухню, следует предусмотреть в ней место для мясного отдела, молочного отдела и, если позволяет размер кухни, то и специальное место для пасхальной посуды (см. раздел о Пасхе).

Каждый отдел должен иметь шкафы для посуды, отдельную раковину, отдельную плиту и духовку. Но если такой возможности нет, кухню всё же можно превратить в кашерную.

Прежде всего следует разделить кухонные принадлежности на две части: мясную и молочную. Если вы решили не приобретать новую посуду, можно кашеровать имеющуюся в вашем доме посуду (за некоторыми исключениями). Существует разные способы кашерования: прокаливание, погружение в кипящую воду и последующее погружение в микву.

Способ кашерования зависит от вида посуды и материала, из которого она сделана.

Перед тем как приступить к кашерованию кухни, нужно тщательно вымыть посуду, почистить все шкафы, плиту, столы, холодильник и все остальные предметы, соприкасающиеся с пищей.

После этого нельзя пользоваться раковиной, плитой, духовкой в течении 24 часов.

Чтобы приступить к окончательному кашерованию кухни, следует договориться с вашим раввином или сведующим человеком, который подробно проконсультирует вас обо всех предварительных этапах кашерования, а затем лично доведёт этот процесс до конца.  

 

Несколько практических советов

 

Теперь ваша кухня выкашерована, все предметы размещены по отделам.

1.    Посуда.

Чтобы члены семьи или гости не перепутали вашу посуду, желательно каждый отдел пометить цветной наклейкой: например, мяской – красный, морлочный – синей. Губки для мытья и полотенца должны быть разными. Мясные тарелки должны отличаться от молочных. То же – в отношении ложек, вилок и ножей.

Важно знать где мыло для мытья посуды тоже должно иметь знак кашрута ( на иврите – гехшер, т. Е. удостоверение о кашерности, выданное раввином), т. к. в состав некоторых сортов мыла входят продукты животного происхождения.

2.    Раковины.

Рекомендуется иметь отдельные раковины для, молочного и мясного. Если раковины находятся очень близко одна к другой, следует поместить между ними перегородку, чтобы брызги из одной раковины не попадали в другую.

Если на кухне имеется только одна раковина, то после тщательной чистки ею можно пользоваться. Однако, поскольку она остаётся не кашерной, в неё не позволяется класть ни пищу, ни посуду. Для удобства можно приобрести два пластмассовых ящика с отверстием для слива воды, которые соответствуют размеру раковины и вставляются в неё. Ящики должны быть  менее глубокими, чем раковина, и их следует укрепить на весу так, чтобы дно не касалось дна раковины. Один ящик мясной, другой молочный, разного цвета. Их можно расположить по обе стороны от раковины и пользоваться ими по мере необходимости.

3.    Стол.

Если в кухне не хватает места для двух столов, можно пользоваться одним. Необходимо иметь разные скатерти для мясного и молочного.

Рабочее место для приготовления пищи также следует изолировать специальным покрытиями (доска или жесть пластмассовый поднос), одним – для мясного, другим – для молочного.

4.    Холодильник и морозильник.

Можно пользоваться однам холодильником и морозильником для всех продуктов. Однако для каждого вида продуктов должно быть своё отделение – полка или ящик. Чтобы предотвратить попадание пищи на нижнюю полку, где находиться ругой вид пищи, следует покрыть полку фольгой или пластиком. Это не только предотвращает случайное смешивание разных видов продуктов, но и облегчает чистку полок и ящиков холодильника. Не рекомендуется ставить в холодильник горячую пищу, т. к. это приводит к ряду проблем, связанных с нарушением законов Галахи.

5.    Плита и духовка.

Идеальная кухня должна быть оборудована двумя плитами и духовками. Если же размеры кухни не позволяют иметь две плиты, рекомендуется основную плиту использовать для мясной пищи, а для приготовления молочной пищи можно приобрести небольшую портативную плиту или духовку.

Если же и это невозможно, разрешается пользоваться одной литой. Однако не следует готовить одновременно мясную и молочную пищу, т. к. пар или капля мясной пищи может попасть в молочную или наоборот. Если по какой-либо причине всё же необходимо одновременно готовить мясное и молочное, надо принять строгие меры предосторожности. Постараться не ставить на огонь рядом мясные кастрюли с молочными, желательно иметь металлическую перегородку между ними. Если же таковой нет, то не следует открывать крышки на кастрюлях одновременно. При необходимости проверить, готова ли пища, или при добавлении чего-либо в кастрюлю следует осторожно снять крышку в сторону, противоположную от соседней кастрюли.

Духовку лучше всего ис33333пользовать только для одного вида пищи: мясного, или молочного, или парвэ. Целесообразнее использовать основную большую духовку для мясного, а портативную, маленькую - для молочного.

Если в вашей кухне есть только одна духовка, то не позволяется одновременно печь мясные и молочные изделия.

При одной духовке желательно пользоваться одноразовыми противнями, которые как следует надо прикрыть фольгой сверху и предварительно подложить фольгу под него. Фольгу надо менять каждый раз, когда меняется вид продукта. Чтобы проверить готовность пищи, необходимо противень вытянуть из духовки.

Если в мясной духовке готовится парвэ продукт без применения вышеописанных предосторожностей, его надо подавать в мясной посуде и есть только с мясной пищей.

То же правило применимо к молочной духовке.

Однако, если перед готовкой парвэ продукта духовка была тщательно вычищена (самоочищающую духовку достаточно прожечь в течении получаса), ею можно пользоваться для приготовления как мясной, так и молочной пищи, подложив под противень фольгу.

Кроме того необходимо, чтобы прошло 24 часа со времени предыдущего пользования духовкой. Например, если вы жарили мясо в духовке и хотите испечь парвэ торт, который запланирован для молочной трапезы, следует хорошо почистить духовку, выждать 24 часа и затем печь торт.

Те же предосторожности должны быть приняты, и после готовки молочной пищи.

Во всех случаях противень должен быть парвэ.

Если же парвэ продукт готовиться в мясном или молочном, чистом противне, - его подают в соответствующей посуде, не делая перерыва перед потреблением любой пищи. Рекомендуется проконсультироваться с вашим раввином в тех случаях, когда вы пользуетесь только одной духовкой, самоочищающейся печью или микроволновой печью.

Портативные электрические духовки рекомендуется использовать только для одного вида пищи, т. к. их устройство делает невозможным их надёжную чистку.

6.    Небольшие кухонные электроприборы.

Такие, как взбивалка, «миксер», «блендер» и т. д. могут быть использованы только для одного вида пищи. Рекомендуется при покупке этих товаров приобретать два сосуда на тот же мотор. Например, взбивалка для сливок – молочная, при этом же моторе может быть вторая пара вращающихся вилок и сосуд взбивания яиц – парвэ.

7.    Посудомоечная машина.

 Посудомоечная машина должна использоваться только для посуды одного вида – либо мясного, либо молочного.

 

 

Когда возникают новые вопросы

 

   Мы постарались помочь вам в устройстве кашерной кухни.

Тем не менее, у вас постоянно будет возникать новые вопросы, выше не предусмотренные.

Например: что делать, если вы случайно помешали мясную пищу молочной ложкой? Что делать с пищей, ложкой, кастрюлей? Можно ли ими пользоваться или их надо заново кашеровать?

Что делать с молочным ножом, которым вы случайно нарезали мясо?

Ясно, что не зная ответа на эти вопросы, вы не можете пользоваться этими предметами.

Ответить на эти вопросы может ортодоксальный раввин или сведущий в еврейских законах (Галахе) человек.

 

Погружение посуды в микву

 

Посуда, даже новая, изготовленная не евреем или принадлежавшая не еврею, запрещена. Для того, чтобы ею можно было пользоваться её необходимо погрузить в микву.

Миква – это специальный бассейн, заполненный натуральной водой (дождевая вода или растопленный снег). Погружение в микву – это ритуал, означающий духовное очищение.

Перед погружением в микву посуду необходимо тщательно почистить.

После очистки посуды надо убедится, что на ней не осталось ржавчины, клея, фирменных знаков или цен, наклеенных на неё. Всё это тщательно снимают с помощью ацетона или металлической ваты, т. к. при погружении в микву ничто не должно разделять между водой и поверхностью посуды.

Теперь посуда готова к погружению в микву.

Перед погружением надо произнести специальное благословение:

 

БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛ ТВИЛАТ КЕЙЛИМ.

 

Перевод: Благословенен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление погружать посуду в микву.

 

Погружают в микву посуду или части электрических кухонных приборов, непосредственно соприкасающихся с пищей (не мотор, конечно). Можно одновременно погружать несколько предметов в (сетке).

Не все виды посуды требуют погружения в микву. Например, посуда из:

1)   дерева, бумаги, кости, не покрытой глазурью керамики;

2)   одноразовая посуда из бумаги или пластмассы.

Если посуда изготовлена из двух или более материалов, как, например, деревянные ручки на металлических кастрюлях или керамика, покрытая глазурью, термос – её надо погружать в микву, но не всегда при этом требуется благословение.

В таких спорных случаях следует проконсультироваться с раввином.

Процедура погружения в микву может быть проделана любым человеком, женщиной или мужчиной, в любое время дня или ночи, исключая субботу и праздники.

 Посуда, которой пользовались без погружения в микву, должна быть тщательно почищена и погружена, как описано выше.

 

ГЛАВА 3

МЯСО И ПТИЦА

Кашерность животных и птиц

 

Какие животные относятся к категории кашерных?

В торе сказано, что кашерное животное характеризуется двумя признаками – оно должно быть жвачным и парнокопытным. Если у животного отсутствует один из этих признаков,  оно считается не кашерным (например, свиньи, лошади, верблюды). Примеры кашерных животных – коровы, овцы, козы.

Из птиц кашерными являются: куры, утки, гуси, индейки, голуби.

 

Что значит – кашероне мясо?

 

1.    Животное или птица должны быть из кашерных видов.

2.    Животное перед убоем должно быть осмотрено специалистом – Шохетом – на предмет выявления пороков.

Он же – Шохет – режет животное специальным способом, называемым шхита.

После чего Шохет проверяет также внутренности животного, которые должны соответствовать принятым в Торе стандартам, т. е. не должны иметь никаких дефектов. Этот процесс называется бдика – проверка.

3.    Следующий этап – отделение некашерных частей – также проводиться специалистом. Этот этап называется никур – чистка.

Мясо, прошедшее все вышеописанные протцедуры, считается кашерным. Но готовить его ещё не разрешается (исключение – готовка на углях – гриль)

4.    Следующий этап называется вымачиванием и высаливанием – мелиха. Цель этого процесса – удаление крови из мяса, т. к. Тора запрещает употреблять в пищу кровь животных.

А) Следует убедится, что с момента убоя животного не прошло  более 72 часов. По прошествии 72 часов мясо становится не кашерным – вымачивание и высаливание не делают его пригодным в пищу. Такое мясо разрешается, однако готовить на углях или на открытом пламени (см. далее в разделе о приготовлении печени).

Б) Если это условие соблюдено, хорошо промытое мясо помещают в таз и заливают холодной водой. Мясо должно быть полностью покрыто водой. Оно выдерживается в воде 30 минут.

В) За тем мясо кладут на доску или поднос, который помещается в наклонном положении, чтобы кровь смогла свободно стекать. Мясо обильно посыпается солью крупного помола со всех сторон. Просолка продолжается минимум один час.

По прошествии этого времени мясо обмывается холодной одой 3 раза, чтобы смыть всю соль.

Теперь оно готово для варки. Однако нож, таз и вода которыми вы пользовались для вымачивания и просаливания, считаются не кашерными, им пользуются только для этой определённой цели.

 Если вы любите пищу, приготовленную на углях – шашлыки, бифштексы, можно пользоваться любым кашерным мясом (как уже упомянуто выше), даже если оно не прошло процесс мелиха. Из мяса (предварительно тщательно посоленного), помещённого на решётку, кровь свободно стекает на угли.

Печень не требует предварительной вымочки и просаливания. Её можно употреблять в пищу только после предварительной готовки на углях, как шашлык (подробности см. ниже).

Кости и прочие внутренности кашеруются, как и мясо.

 

Кашерование птицы

 

За исключением некоторых особенностей птицу кашеруют тем же способом, что и мясо. Также следует убедиться, что не прошло более 72 часов после убоя птицы; затем хорошо промыть, вымочить 30 минут, просолить 1 час и трижды промыть холодной водой.

Курицу или другую птицу желательно перед кашекованием резать на две части. Ежели вы хотите подать птицу целиком, то при просолке постарайтесь как можно больше раскрыть её, чтобы соль равномерно попала внутрь и чтобы не было препятствий для оттока крови.

Перья удаляют до кашерования. Ни в коем случае не следует пользоваться кипятком для снятия перьев или промывания птицы до того, как её выкашеровали по всем правилам. После кашерования можно удалить  перья любым способом: кипятком, на огне и пр.

Шея – необходимо удалить на шее  2 вены (проконсультируйтесь со специалистом или с опытной религиозной домашней хозяйкой).

Крылья: следует срезать концы крыльев.

Ноги: срезать фаланги, на которых имеются ногти.

Внутренности: вынуть всё перед кашерованием, убедиться, что они без дефектов или признаков болезни.

Печёнку не кашеруют со всеми внутренностями. Её готовят так же, как коровью (на углях).

Желудок разрезается и отделяется от внутренняя оболочка вместе с содержимым, затем кашеруется, как всё остальное.

Почки следует удалить из птицы и выбросить.

Яйца, найденные внутри птицы (без скорлупы), кашеруются вместе с мясом и считаются мясным.

 

Кашерование печени

 

Печень – орган обильно насыщенный кровью, поэтому обычный процесс кашерования для печени неприменим.

1.    Печень должна готовиться не позднее 72 часов после убоя животного.

2.    Предварительно её надо хорошо промыть холодной водой, удалив все сгустки крови.

3.    Крупную печень следует разрезать на части, промыть места среза.

4.    Положить на решотку вниз срезом, чтобы хорошо стекла кровь. Проколоть сверху несколько раз ножом.

5.    Посолить со всех сторон.

6.    Жарить на углях так, чтобы кровь свободно стекала, Поэтому решотка должна быть с крупными отверстиями.

Если нет возможности жарить на углях, можно пользоваться любым открытым пламенем: газовая горелка или духовка.

Поскольку стекающая кровь считается некашерной, необходимо прикрыть фольгой всё вокруг горелки или в духовке то место, куда стекает кровь.

По той же причине некашерованная печень не должна соприкасаться с кашерной посудой или держите специальный набор только для этого случая.

7.    Обжаренную на огне печень надо трижды промыть холодной водой.

Теперь из печени можно готовить паштет, можно жарить её на сковородке с разными специями, а можно её есть и так, прямо с огня.

8.    Если со времени убоя животного или птицы прошло более 72 часов, печень разрешается готовить на огне до полной готовности. В этом случае обжаренную печень запрещено варить или тушить на сковородке или в кастрюле.

Дальнейшие вопросы

 

Если мы не ответили на все ваши вопросы, консультируйтесь с вашим раввином.

Вот ряд вопросов, могущих возникнуть у вас в процессе кашерования мяса:

1)   обнаружение лишнего органа, нехватки органа или деформированного органа;

2)   переломы костей, их дислокация или другие повреждения;

3)   необычный цвет определённого органа, размягчение или затвердение тканей;

4)   инородные тела и т. д.

Ответы на эти вопросы вам даст ваш раввин.

 

 

ГЛАВА 4

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

 

Все продукты, в состав которых входит молоко или его производные (даже в незначительном количестве), относятся к категории молочных.

Вот несколько критериев, дающих нам понятие о кашерности молочных продуктов.

1.    Молоко должно быть от кашерного животного.

2.    При доении должен присутствовать наблюдатель – машгиях.

3.    Произведенные из молока изделия не должны включать продукты мясного происхождения. Например,  есть сыры, которые изготавливаются с использованием животных ферментов. Иногда в состав молочных продуктов вводят желатин, изготовленный из костей животных и т. д.

4.    Оборудование и посуда, используемые для производства молочных продуктов должны быть кашерными.

5.    Еврейский машгиях отвечает за весь процесс производства молочных изделий: от доения до окончательного выпуска продукта на рынок. На продуктах в таких случаях стоит пометка с надписью халав Исраэль.

В местах где кашрут не налажен, не обязательно требуется профессиональный машгиях, достаточно, что при доении присутствует еврей (мужчина или женщина). В этом случае молоко считается кашерным (разумеется, что все остальные условия, упомянутые выше, также были соблюдены).

Итак, ещё раз напоминаем основные законы, касающиеся кашрута: молочные продукты не смешивать с мясными, есть молочное можно только через 6 часов после мясного. После молочного можно есть мясное через час, тщательно проверив, нет ли остатков мяса во рту. Твёрдые сыры требуют перерыва в 6 часов перед употреблением мясного.

 

ГЛАВА 5

ПАРВЭ ПРОДУКТЫ

Общие правила

 

Как уже было сказано выше, продукты, не относящиеся ни к мясу, ни к молоку, называются парвэ.

Их можно готовить вместе с мясом и вместе с молоком.

Яйца, рыба, фрукты, овощи, крупы, мука, кофе, чай – примеры парвэпродуктов.

Приготовленные из этих продуктов блюда относятся к категории парвэ. В продаже имеются парвэ шоколад, парвэ консервы, варенья, соленья. При покупке парвэ товаров следует искать пометку кашер-парвэ.

Есть ряд парвэ продуктов, требующих специальных знаний для них приготовления.

Кашерность рыбы

 

Рыба,  имеющая одновременно плавники и чешую, является кашерной. Примеры кашерных рыб: карп, щука, лосось, форель, сельдь, макрель и пр.

Примеры некашерных рыб: белуга, севрюга, акула и пр.

Существует ещё категория некашерных морских продуктов – раки, крабы, моллюски, креветки и пр.

Если при покупке вы не уверены в кашерности разделанной рыбы, покупайте рыбу целиком (не в упаковках – филе). На рыбных консервах должна стоять пометка кашер-парвэ.

Копчёная рыба должна иметь пометку кашер, при её покупке в неизвестных местах надо удостовериться, что её не не каптили вместе с некашерной рыбой.

 

Готовка и сервировка рыбы

 

В еврейском доме рыбу принято готовить так, чтобы она оставалась парвэ т. е. без употребления молочных или животных жиров и т. д.), чтобы её можно можно было подавать и с мясными блюдами. Не положено при готовке смешивать рыбные продукты с мясными (например, жарить рыбу на животном жире). Трапеза к которой подаются как рыбные блюда (рубленная селёдка, яйца или овощи, фаршированные рыбными смесями), так и мясные блюда, начинается с рыбных. При этом мясные блюда не подаются к столу одновременно с рыбными.

После рыбы принято выпить что-нибудь – вино, воду или сок, чтобы хорошенько промыть рот, после чего можно приступать к следующему блюду.

Молочные продукты не запрещено употреблять вместе с рыбой и поэтому для молочных и рыбных блюд можно использовать ту же тарелку.

 

Овощи

 

Важно помнить, что в овощах и фруктах водятся насекомые и черви, наличие которых овощи или фрукты некашерными. Поэтому такие овощи, как капуста кочанная, цветная, «брокколи», салаты и листья различных видов салата необходимо тщательно осмотреть.

Перед готовкой их надо хорошо промыть, разделив листья; можно также некоторое время подержать их в слабом растворе уксуса.

Сыпучие продукты – рис и другие крупы – также требуют тщательной проверки.

Муку перед употреблением необходимо просеять. Для удобства просеянную муку можно хранить в холодильнике в герметически закрытой посуде.

 

Яйца

 

Запрещено употреблять яйца, содержащие пятно крови. Поэтому сырые яйца разбивают по одному в блюдечке, чтобы убедиться в отсутствии крови.

Яйцо, в котором обнаружено пятно крови, выбрасывается.

Из опыта домашних хозяек известно, что в яйцах с белой скорлупой пятна крови встречаются реже, чем в яйцах с тёмной скорлупой.

Крутые яйца также проверяют на чистоту и бракованные выбрасывабт.

 

Вина и другие производные винограда

 

Вино, изготовленное из винограда, занимает особое место в еврейской традиции. Им освящается суббота, праздники и семейные торжества, такие, как обрезание (брит-мила), совершеннолетие (бармицва) и многие другие.

Во время существования Храма алтарь, на котором возлагалась жертва, поливали вином.

Не применным условием кашерности виноградного вина должно быть изготовление его евреем, соблюдающим все законы Торы.

Если откупоренной бутылки с вином касался не еврей, вино становится не кашерным. На закупоренную бутылку с вином этот запрет не распространяется. Если перед разливом в бутылки вино было подвергнуто кипячению, на нём должна быть пометка яин мевушал – переваренное вино. Такое вино не становится не кашерным от прикосновения не еврея.

Кроме вина, существуют другие напитки из винограда: соки, уксус. Коньяк, брэнди, фруктовые напитки…. Все эти продукты требуют пометки кашер. Каждый выбирает себе гехшер, принятый в его общине.

 

ГЛАВА 6

ХЛЕБ И ДРУГИЕ МУЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

 

Хлеб занимает важное место в питании человека. В еврейской жизни хлеб – это не просто продукт питания, он связан с рядом духовных понятий. Известно, что в Храме был священный стол – шулхан. Он содержал 12 отделений для 12 колен Израилевых. Каждую пятницу коганим – представители высшего священнического сословия – выпекали 12 хлебов, чтобы ими сменить испеченные в предыдущую пятницу. И каждый раз повторялось чудо: хлеба прошедшей недели оставались такими же свежими и тёплыми, как новоиспеченные, несмотря на то, что их держали открытыми в течении всей недели.

Сегодня Храма нет, но в память об этом чудесном явлении евреи субботнюю халу сплетают их шести частей. И, когда в субботу мы произносим благословение над двумя халами, мы вспоминаем о 12 чудесных хлебах.

Хлеб, как и все прочие продукты, должен быть кашерным. Пекарня и процесс выпечки хлеба контролируются ортодоксальным евреем.

В странах где нет еврейской пекарни, но выпечка хлеба контролируется ортодоксальным евреем, и он разжигает огонь в печи, хлеб из неё разрешается есть. Такой хлеб называется пат Исраэль.

Если хлеб выпекается в нееврейской пекарне нееврем, но в состав хлеба входит только мука, вода и дрожди (без примеси молока и животного жира), - он называется пат палрер. Его разрешается есть, если в данном месте невозможно достать пат Исраэль. Местный раввин должен подтвердить, что в данной пекарне не используются никакие продукты, из-за которых кашерность этого хлеба может быть поставлена под сомнение.

Хлеб, производство которого не возможно проверить, называется пат акум, и есть его не рекомендуется.

Законы Торы в отношении хлеба отличаются от законов, касающихся кондитерских изделий.

1.    Хлеб – лехем.

Тесто для хлеба замешивается на воде. В его состав могут входить и другие продукты: яйца, масло, мёд, но их общее количество должно быть меньше количества воды.

2.    Кондитерские изделия – мезонот.

Тесто мезонот замешивается не на воде, а на другой жидкости; Это может быть чай, соки, яйца, молоко, растительное масло и др. жидкие продукты. Правила благословения над хлебом и мезонот различаются и они приводятся ниже.

Кроме хлеба и мезонот, есть много других мучных изделий, при изготовлении которых применяются те же законы кашрута, о которых говорилось выше. Они могут быть либо молочными, либо мясными, либо парвэ.

Мука должна просеиваться перед употреблением, яйца должны проверяться на наличие пятен крови, должно соблюдаться разделение мясного, молочного и парвэ.

А качество зависит от вашего желания показать себя искусной хозяйкой или искусным хозяином.

И тут вам потребуется знания, как надо печь халы, учитывая законы Торы.

 

Как печь халы

 

Во времена Храма на земле Израиля существовал закон, по которому каждый еврей должен был отдавать десятую долю от своих доходов на содержание священников Храма – коганим. Их работа заключалась в служении Б-гу в Храме  и по этому им отдавали «первое и лучшее». После разрушения Храма этот закон сохранился как символв память о разрушенном Храме. И сегодня евреи откладывают десятую долю своих доходов, но только не для коганим, а в копилку, чтобы потом отдать их на благотворительные цели, бедным и сиротам.

Перед испечением хал хозяйка отделяет от теста маленький кусочек в память о разрушенном Храме и о храмовых ритуалах. Этот акт называется гафрашат хала и он сопровождается специальным благословением.  

    

В каких случаях требуется гафрашат хала

 

Итак для халы требуется мука, жидкость, большая часть которой – вода, дрожжи и прочие продукты на вкус хозяйки (яйца, растительное масло, сахар, мак).

 

1.    Мука может быть либо из одного вида зерна, либо в комбинации из пяти вилов зерна: пшеница, рожь, овёс, ячмень, полба. Хлеб, выпекаемый из этих видов муки, требует гафрашат хала. Есть и другие виды муки, такие, как рисовая, соевая, кукурузная, гречневая, из которых тоже можно печь хлеб, но если его пекут не в комбинации с 5 вышеназванными видами, гафрашат хала не требуется.

Количество использованной муки также определяет необходимость гафрашат хала.

Существуют точные расчёты количества муки, которым руководствуется хозяйка для гафрашат хала.

Если для халы использовано менее 1230 граммов муки, гафрашат хала не требуется.

Если использовано муки между 1230 граммами и 1666,6 граммами, производится гафрашат хала без произнесения благословения.

Гафрашат хала с последующим благословением производится только, если использовано более чем 1666,6 граммов муки.

Все вышеназванные цифры относятся к теории. На практике же ни одна хозяйка не взвешивает  муку с точностью до одной десятой доли грамма.

Опытная хозяйка для мерки пользуется стаканом. Обычно принято использовать такое количество муки, при котором заведомо производится гафрашат хала и произносится благословение. Это количество соответствует 2 кг муки и больше (либо по объёму – 12 стаканам и больше).

Примечание: желательно при испечении хал использовать то количество муки, при котором требуется гафрашат хала с благословением.

Однако, если у вас в данный момент нет достаточного количества муки из 5 вышеуказанных видов зерна, можно добавить в тесто любую муку, что исключает последующее гафрашат хала.

2.    Жидкость

Большую часть жидкости, используемой для замешивания  теста, должна составлять вода и тогда, при условии, что было использовано требуемое количество муки из 5 видов зерна, гафрашат хала.

Если в последнем случае к жидкости добавляется немного воды, можно произвести, гафрашат хала без благословения.

 

Выполнение гафрашат хала

 

Перед разрелкой теста на халы от него отщепляется небольшой кусочек величиной с куриное яйцо, произносится благословение.

 

БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕГАФРИШ ХАЛА.

 

Перевод: Благословенен Ты, Г-подь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отделять халу.

Сразуже после благословения надо добавить гарей зе хала – «это хала» (имеется в виду это отделённый кусочек теста).

Кусочек этот подлежит сожжению в духовке или на огне, не разрешается сжигать его одновременно с выпечкой хал. Если выпекается большое количество кондитерских изделий, где использовано более 2 кг муки, следует сделать гафрашат хала без благословения.

Есть ряд исключений, когда можно сделать гафрашат хала после выпечки изделий:

1)   когда по рецепту тесто жидкое и не возможно отделить кусочек;

2)   когда по какой-либо причине гафрашат хала не сделали до выпечки.

В таком случае все изделия складываются в посуду, отрезается кусочек халы и произноситься благословение.

 

Гафрашат хала в субботу или праздники

 

Обычно не позволяется делать гафрашат хала в праздники или в субботу. Существует ряд праздников в которые разрешается готовить еду и печь халы. Если в такой праздник испекли халы, делается гафрашат хала. Но её сжигание откладывается до окончания праздника.

Если по какой-либо причине испекли халы без гафрашат хала, ими можно пользоваться в субботу или другие праздники следующим образом: от каждой халы отрезают ломтик и сохраняют до окончания праздника. После праздника от каждого ломтика отламывают небольшую часть и произносят благословение.

Тесто изделия из которого готовят в воде (макароны, пельмени), требует гафрашат хала без благословения. Если часть того же теста используется для выпечки, необходима гафрашат хала с благословением.

 

 

ГЛАВА 7

КОНТРОЛЬ ЗА КАШРУТОМ И СЛУЖБЫ КАШРУТА

 

Контроль кашрута называется гашгаха. Человек, ответственный за контроль кашрута, называется машгиях.

Контроль кашрута может осуществляться специальным агенством или отдельным человеком. На упаковке продуктов должен стоять либо знак агентства либо имя машгияха.

Ортодоксальный раввин общины проконсультирует вас о том, каким гехшером следует пользоваться.

Если, путешествуя, вы попадаете в места, где нет кашерной пищи, можно приобрести продукты не требующие гехшера: свежие овощи, фрукты, яйца, рыбу (кашерные виды). Есть ряд готовых продуктов, таких, как консервы – овощные, рыбные, которые по своему составу, указанному на этикетке, кажутся кашерными. В этих случаях надо быть очень осторожными т.к. нередко для изготовления этих продуктов используются не кашерные ингредиенты, не указанные в составе.

Таким примером может служить яблочный сок. На этикетке указано: изготовлен из натуральных яблок без примеси красителей и прочих натуральных продуктов.

Оказывается, в натуральный яблочный сок добавляется желатин, изготовленный из костей животных. Желатин делает сок прозрачным и, конечно, некашерным.

Как мы уже упоминали выше, вино и напитки из винограда должны обязательно иметь пометку об их кашерности.

На молочных продуках должен быть знак халав Исраэль.

Многие лекарства и витамины содержат в своём составе не кашерные ингредиенты, поэтому перед покупкой следует выяснить их состав.

Любители путешествий могут приобрести специальную книгу – еврейский путеводитель, в котором даётся информация о еврейских общинах мира, о кашерных отделах, ресторанах и магазинах. Путеводитель поможет вам путешествовать с комфортом, укажет, как получить дополнительную информацию у местного раввина.

 

Законы кашрута, касающиеся продуктов Израильского производства

 

Есть ряд законов, которые следует принимать во внимание при пользовании израильскими продуктами. В основном они касаются овощей и фруктов, выращенных на Израильской земле.

1.    Трума ве маасер

Закон об отделении десятой части урожая для священнослужителей и бедных, существовавший во времена храма, соблюдается и в наши дни.

Сегодня когда Храма нет, этот закон сохраняеться как духовный символ, и пользоваться плодами урожая земли Израиля разрешается только после выполнения этого закона. Как на практике соблюдается этот закон, вам объяснит ваш раввин.

2.    Шмита

Шесть лет крестьянин трудиться на земле, выращивая её плоды, а седьмой год – субботний земля отдыхает. Запрещено сеять и сажать деревья, запрещено продавать плоды; но каждый, кто захочет, может прийти, сорвать плоды и питаться ими. Службы кашрута, как правило, помечают на этикетках, что данный продукт изготовлен с учётом закона Шмиты. Этот закон считается как свежих фруктов и овощей, так и продуктов, произведенных из них: вина, масла, варенья, джемов и т.д.

3.    Орла

Этот закон запрещает есть фрукты созревшие в первые три года после посадки дерева. Службы кашрута заботятся о том, чтобы эти фрукты не поступали в продажу.

Если вы придерживаетесь кашрута, то при покупке овощей и фруктов вы должны получить информацию, соблюдаются ли в данном месте три вышеуказанных закона.

 

ГЛАВА 8

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЗА ПИЩУ - БРАХОТ

Смысл благословения за пищу

 

В преведущих главах мы ознакомили вас с принципами кашрута. Мы организовали кашерную кухню, мы научились готовить кашерную еду.

Кашерное питание, однако, не просто означает заглатывание и переваривание кашерных продуктов. Приняв законы кашрута, мы постоянно осуществляем духовную связь с Б-гом и благодарим Его за всё то, что Он сотворил для нас.

Каждый вид пищи  требует своего особого благословения.

Благословляют Б-га до употребления пищи и после окончания трапезы.

Благословляют как мужчины, так и женщины и дети.

 

Благословения до еды

 

Все продукты делятся на шесть групп, каждая из которых требует благословения.

1.    Хлеб, халы, маца – лехем.

2.    Кондитерские изделия – мезонот.

3.    Изделия из винограда: вина, соки – гафен.

4.    Плоды деревьев: фрукты – при гаэц.

5.    Плоды земли: овощи и бананы – при гаадама.

6.    Все остальные продукты, изготовляемые отдельно или в смеси: мясо, молоко и пр. шегакол нигья бидваро.

 

Полный текст драхот до еды

 

Все 6 брахот начинаются одинаково со слов: БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ – «Благословенен Ты, Г-с-подь, Б-г наш, Владыка Вселенной….» и продолжаются по разному в зависимости от вида пищи.

 

1.    БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э- ЛО –ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ ГАМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ГААРЕЦ – «вырастивший хлеб из земли!»

Примеры: хлеб, халы, бублики, маца, пита, т. е. продукты, приготовленные из 5 видов зерна: пшеницы, ржи, овса, полбы, ячменя.

Примечание: если бублики, питы и другие изделия готовятся, как мезонот, на них произноситься следующее благословение:

 

2.    БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ МИНЕЙ МЕЗОНОТ – «….сотворящий разнообразные виды пищи, которые насыщают!»

Примеры: торты, печенья, пончики, макароны.

 

3.    БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ при гагафен – «…сотворящий плод виноградной лозы!»

Примеры: вино, виноградный сок.

 

4.    БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ ПРИ ГАЭЦ – «…сотворивший плод дерева!»

Примеры: все фрукты свежие (кроме бананов) и сушоные, орехи (кроме земляных).

 

5.    БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ ПРИ  ГААДАМА  -  «….сотворивший плод земли!»

Примеры: овощи, зелень, земляные орехи, бананы, дыни, арбузы, ананасы.

 

6.    БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ ШЕГАКОЛ НИГЬЯ БИДВАРО  -  «…по чьему слову возникло всё!»

Примеры: сласти молочные и мясные продукты, яйца, рыба, грибы и прочие продукты.

 

Выше говорилось о благословениях, произносимых над отдельными продуктами. Если же продукты разных категорий готовятся в смеси, то следует произнести благословение   шегакол нигья бидваро.

 

Общие правила при произнесении благословений

 

1.    Благословение произноситься не зависимо от количества пищи (даже если вы только пробуете её).

2.    Необходимо точно знать, какое благословение следует сказать в данном конкретном случае. Наша книжка не дает вам полного знания в этих вопросах. Дополнительные знания вы получите изучая еврейские источники.

3.    Благословение произносится в слух, при этом вы держите пищу в правой руке.

4.    Запрещается разговаривать с момента произнесения благословения до первого глотка.

5.    В каждом благословении упоминается полное имя Б-га; если вы учитесь говорить благословение, имя Б-га говорится иначе (вместо А-до-най  -  Адошем). Если вы учите ребёнка, можно произносить полное имя Б-га.

6.    Если кто-то другой произнёс благословение в вашем присутствии, вы должны сказать:  амен! Если же вы произнесли благословение, то амен! Произносят присутствующие, вам же на ваше благословение говорить  амен! Не нужно.

7.    Если вы пробуете плод (фрукты или овощи) впервые после сезонного перерыва, нужно произнести специальное благословение – шегехеяну.

 

БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ ШЕГЕХЕЯНУ ВЕКИЕМАНУ ВЕГИГИАНУ ЛИЗМАН ГАЗЭ.

Перевод: «…Который даровал нам жизнь и поддерживал её в нас, и дал им дожить до этого времени».

 

Когда трапеза включает хлеб – лехем

 

При этом соблюдается ряд специальных законов.

Трапеза обязательно начинается с вкушения хлеба.

Для этого предварительно производится омовение рук – нетилат ядаим. Из специальной кружки вода сливается 3 сначала на кисть правой руки, а за тем на кисть левой руки. Вода должна омыть всю кисть, пальцы при этом должны быть слегка раздвинуты.

Перед вытиранием рук произносится благословение:

 

БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛ НЕТИЛАТ ЯДАИМ.

Перевод: «Благословенен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук».

Затем над хлебом произносят благословение – гамоци (см.выше). С момента омовения рук до вкушения хлеба запрещено разговаривать.

После трапезы произносят полное благословение – биркат гамазон.

Текст биркат гамазон приводится в молитвеннике – сидуре.

Перед потреблением мезонот не требуется ритуальное омовение рук, но произносят благословение – борей миней мезонот (см. выше в разделе о благословениях).

 

Когда трапеза не включает хлеб

 

1.    При потреблении нескольких разных продуктов, относящихся к той же категории (если вы намереваетесь съесть несколько разных фруктов: яблоко, апельсин, грушу) произносится только одно благословение – гаэц.

2.    При потреблении нескольких продуктов, относящихся к разным категориям, требуется благословение на каждый вид.

Например: мезонот – над крекером, гаадама – над картошкой, шегакол – над яйцами.

При этом существует порядок предпочтения благословений: 1)мезонот, 2)гагафен, 3)гаэц, 4)гаадама, 5)шегакол.

Исключения составляют два случая.

1.В субботу и в праздники произносят вначале благословение на вино – кидуш, а за тем на хлеб или мезонот.

2.При потреблении пищи, на которую требуется благословения гаэц гаадама, можно сказать одно благословение, стоящее раньше в порядке предпочтения. (Например, на яблоко и банан достаточно благословить – гаэц).

 

Все, вышеописанные категории продуктов в комбинации требуют благословения шегакол, которое произносится на основной продукт (т.е. не требуется благословлять все составные части в отдельности).  

 

Благословение после еды – браха ахрона

 

Существуют три различных благословения после еды, текст которых приводиться в – сидуре – молитвеннике.

Благословение требуется только после того, когда было съедено определённое количество пищи – минимум кезаит (что составляет 27 кубических сантиметров) или выпито ревит (что составляет 86 кубических сантиметров).

 

1.Борей нефашот рабит.

2.Биркат миэйн шалош.

3.Биркат гамазон.

 

1.Борей нефашот работ произносят после потребления одного или больше видов пищи из относящихся к категории – гаэц, гаадама и шегакол (см.выше).

Исключением из категории гаэц являются пять видов фруктов (виноград, финики, гранаты, инжир и маслины), которыми славится земля Израильская. Благословение после их потребления см. ниже.

2.Биркат миэйн шалош произносят:

а) после пищи, приготовленной из пяти видов злаков (пшеница, рожь, ячмень, овёс, полба), - ал гамихья;

б) после вина, виноградного сока – ал гагафен;

в) после пяти видов фруктов, которыми благословенен Израиль: виноград, инжир, гранаты, финики, маслины – ал гаэц.

3.Биркат гамазон. Это благословение произносят после потребления хлеба.

Перед благословением мужчины обязаны омыть кончики пальцев – маим ахараним. Это производится за столом, для чего используют обычно специальный сосуд или стакан. После омовения воду уносят и приступают к чтению Биркат гамазон.

 

Примечание: после трапезы произносится только одна браха ахрона. Например, если в трапезу входили хлеб и продукты, требующие благословения борей нешафот, то произноситься только биркат гамазог.

 

 

ГЛАВА 9

КАШРУТ ВО ВРЕМЯ ПЕСАХА

Что такое ХАМЕЦ

 

Во время Песаха не позволяется пользоваться продуктами, называющимися хамец. Хамец означает квасное.

Во время Песаха все продукты, произведенные из пшеницы, ячменя, ржи, овса, и полбы, запрещены. Исключение составляет маца, которая выпекается из пшеничной муки.  Способ её приготовления исключает скисание теста. После замешивания муки с водой не должно пройти более 18 минут до начала выпечки. Тесто, выдержанное более 18 минут начитает закисать и считается хамец.

К категории хамец относятся следующие виды пищи:

1)хлеб, различные виды лапши, макароны и прочие изделия из теста;

2)уксус, пиво, виски, водка, приготовленные из злаков. Те же напитки, приготовленные не из зерновых продуктов, разрешается употреблять во время Песаха;

3)маца и изделия из её муки (мацемейл), такие, как, например, кнейдлах, если они были в соприкосновении с водой более 18 минут.

 

Примечание: лекарства, косметика, туалетное мыло и зубная паста, а также и моющие средства для хозяйства также не должны содержать хамец.

 

Крупы, бобовые, семена (китнийот)

 

Евреи – ашкеназим не используют катнийот во время Песаха.

Сфарадим пользуется китнийот, придерживаясь обычаев своих предков.

Примеры китнийот:

1)крупы: рисовая, гречневая, кукурузная и пр.,

2)сухие бобовые: фасоль, бобы, горох и пр.,

3)семена: тахиные, подсолнечные, горчичные и пр.

 

Как подготовить дом к ПЕСАХУ

 

Основная задача хозяйки – очистить дом от хамец. В понятие «дом» входит также чердак, гараж, подвал, сарай, рабочий кабинет и даже автомобиль.

Поскольку это довольно большая работа, то многие хозяйки вместе с другими обитателями начинают приготовления задолго до начала праздника, иногда за месяц и раньше.

Обычно начинают с уборки комнат, где тщательно чистят пылесосом ковры, шкафы, (отдельно каждый ящик), выдвигают мебель и тщательно протирают со всех сторон. Особенно тщательной чистке подвергаются те комнаты, куда вносили пищу.

После того, как весь дом почищен, приступают к уборке кухни.

 

Как готовиться кухня для ПЕСАХА

 

Весь хамец концентрируется в одном месте (кладовая, один из шкафчиков на кухне или буфет в столовой). Во время Песаха это место запирается и не открывается до конца праздника.

Весь хамец продаётся до наступления Песаха не еврею. Продажей хамец обычно занимается определённое лицо, которое вы можете найти проконсультировавшись с вашим раввином.

Посуда, плита, столы для приготовления пищи должны быть кашер ле Песах.

Это возможно осуществить двумя путями.

1.    В доме имеется отдельные «пасхальные» плита, стол, наборы посуды. Весь год (кроме Песаха) они закрыты, спрятаны в шкафах или в домашнем складе.

2.    Всё необходимые для Песаха предметы кашеруются специальным образом (консультируйтесь со своим раввином).

На кухне вся мебель, все другие предметы, такие, как холодильник, плита, духовка, раковины должны быть тщательно вымыты, выскоблены, чтобы уничтожить все следы хамец. Кроме того, каждая из вышеназванных кухонных принадлежностей требует ещё специфической обработки.

 

Столы и рабочие места хозяйки должны быть покрыты либо тяжёлой фольгой, либо клеёнкой, формаикой или другим материалом, чтобы посуда не соприкасалась со столом.

 

Холодильник и морозильник. Полочки и ящики должны быть покрыты пластиком или фольгой. Сосуды для приготовления льда следует заменить новыми.

 

Плита вся покрывается фольгой. Деталь, непосредственно соприкасающиеся с кастрюлей, должны быть заменены новыми либо на них ставится решётка, предотвращающая непосредственное соприкосновение с плитой.

 

Духовки, микроволновые печи. Следует по поводу пользования каждой из них проконсультироваться с раввином.

 

Раковина. Чистка её зависит от того, из какого материала она сделана: металлическая, эмалированная или керамическая. Металлическую раковину можно кашеровать, другие нельзя. В любом случае можно пользоваться специальными пластмассовыми ящиками, которые помещаются в раковину так, чтобы они не соприкасались с раковиной. Подробные указания о способах кашерования ваших раковин вы можете получить у раввина.

 

Посудомоечная машина и другие кухонные электрические приборы не могут быть подвергнуты кашерованию на Песах и ими пользоватся запрещено (кроме, новых или используемых только на Песах).

 

Примечание: если вы проводите Песах, вне дома следует почистить его и продать хамец.

Окончательная ликвидация хамец производится после того, как закончены все работы по кашерованию кухни и всего дома.

Она состоит из нескольких этапов.

 

1.Бдикат хамец – поиски хамец.

Проделывается в последний вечер перед Песахом. Это чисто ритуальная процедура, для которой специально приберегают кусок хлеба. Его делят на десять кусочков, тщательно заворачивают каждый кусочек в фольгу или бумагу и раскладывают в разных местах дома (под кроватью, шкафом, столом и т.д.). Для этого также требуется: перо, деревянная ложка и свеча.

Глава семьи (мужчина или женщина) вместе с другими членами семьи обходят весь дом и при свете свечи с помощью пера и деревянной ложки собирают остатки хамец в бумажный мешок. После того, как весь хамец собран, произносится специальное благословение.

 

2.Битул хамец – отречение от хамец.

 После завершения бдикат хамец глава семьи читает в слух специальный текст «КОЛ ХАМИРА» (см. Гагаду или сидур), в котором он провозглашает, что весь хамец, который находиться в его владении, но не был найден, больше не принадлежит ему, не имеет никакой ценности и приравнивается к праху земному.

Если оригинальный текст «КОЛ ХАМИРА» ( на арамейском языке) не понятен читающему, можно читать его в переводе на русский язык.

 

3.Биур хамец – сжигание хамец.

Этот этап производиться утром, накануне пасхального седера около 10 – 10,30 утра (время можно узнать у раввина, так как оно меняется в зависимости от местонахождения).

До сжигания можно позавтракать, пользуясь хлебом и другими пасхальными продуктами. Эта трапеза должна быть закончена примерно за час до сжигания хамец. Затем собирают все остатки хамец и мешок с десятью кусочками хлеба, выносят во двор и сжигают.

После сжигания произносится специальное благословение.

 

Примечание: если после сжигания в доме обнаружен забытый хамец, его можно сжечь и позднее, но до наступления Песаха. Если хамец обнаружен во время Песаха, его можно сжечь в те дни Песаха, которые называются холл гамоэд, или после Песаха.

Хамец, найдены после Песаха (не вошедший в состав проданного), запрещено использовать, его нужно выбросить.

 

4.Продажа хамец.

Раввин продаёт хамец не еврею. Для этого нужно передать раввину список мест в доме, где у вас хранится хамец. Это проделывается не позднее времени сжигания хамец.

Теперь мы можем пожелать вам: Песах кашер весамеах! – кашерного и весёлого Песаха.

 

Когда ПЕСАХ начинается в пятницу

 

Если пасхальный седер, выпадает на пятницу, все приготовления и готовка пищи заканчиваются до зажигания свечей.

Если вы проводите Песах не в Израиле, то на второй седер можно варить пищу в субботу вечером после захода солнца.

 

Когда ПЕСАХ начинается в субботу вечером

 

Все приготовления заканчиваются до наступления субботы. Пища готовится в пасхальной посуде (разумеется, все продукты – кашер лепесах).

Единственное исключение составляют халы. Поскольку в субботу необходимо произнести благословение на халы, то на субботу заготавливают такое количество хал, которое можно съесть без остатка.

Халы едят осторожно на бумажных салфетках (чтобы не рассыпать крошки). Затем салфетки с крошками выбрасывают в туалет и смывают водой.

Следует добавить, что накануне Песаха, запрещается есть мацу, поэтому благословение в субботу перед Песахом предписывается произносить на халы.

В эту субботу кидуш заканчивают до 9,30 (время следует уточнить по местному календарю или у раввина) – последний срок съедения хамец.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы познакомили вас с самыми элементарными законами кашрута. Желаем вам успеха в воплощении вашего намерения встать на путь еврейского образа жизни. Мы уверены, что ведение кашерного домашнего хозяйства принесёт вам огромное удовлетворение.

В более глубоком изучении наших традиций вам помогут следующие книги на русском языке, вышедшие в издательстве.

 

Тора, книга Брейшит

Тора, книга Шемот

Трактат Авот

Раби Йегуда Галеви, «Кузари»

Сидур (молитвенник) «Гегилат Гашем»

Ликутей амарим (Тания), чч.1-3

Х. Донин, «Быть евреем»

Э. Ки-Тов, «Ты и твой дом»

А. Айзенберг, «Что такое Тора?»

А. Каплан, «Суббота – день вечности»

А. Каплан, «Гефиллин»

Г. Вук, «Это – Б-г мой»

И. Зильбер, «Пламя не спалит тебя» «Год (Шмита) в Стране Израиль»

М. Тендлер, «Врачебная этика»

 

<< НА ВЕРХ >> <<В БИБЛИОТЕКУ>> 

Сайт создан в системе uCoz